Почему искусственный интеллект в рекрутменте — не просто хайп

Разговоры про ИИ зачастую звучат и выглядят, как хайп, но надо учитывать, что мы просто находимся на ранней стадии развития этих технологий. Это всё равно что осуждать ребенка за то, что он ребенок, хотя он просто растет. Так считает Карен Азулай, эксперт по технологиям рекрутмента и HR-Tech-евангелист, один из мировых лидеров среди специалистов по сорсингу. Она расскажет о трендах рекрутмента в Москве 30 сентября — 1 октября на международном саммите HR Digital 2019. Представляем перевод ее статьи.
Почему искусственный интеллект в рекрутменте — не просто хайп
Карен Азулай, сооснователь HRTechnation, HR-Tech-евангелист, руководитель израильского сообщества разработки HR-технологий

6 стадий развития новых технологий

Если набрать в поисковой строке Google «искусственный интеллект + рекрутмент», вы найдете десятки текстов, цель которых — убедить вас, что это просто тема для хайпа. Мне кажется, в этой ситуации все идут по ложному следу. Вот другая точка зрения.

Как большой поклонник, а теперь и студент Университета сингулярности, я считаю, что технологическое сопровождение HR и рекрутинга можно описать с помощью 6D-экспоненциальной модели, предложенной Питером Диамандисом.

Эта модель объясняет экспоненциальный путь развития цифровых технологий. Она позволяет выделять и предсказывать прорывные тенденции.

Вначале остановимся на значении слова «экспоненциальный». Линейное мышление предполагает, что если за один шаг мы проходим один метр, то за 30 шагов мы пройдем 30 метров. Логично, правда? Но если один наш шаг длиной в метр умножить на 30 экспоненциальных шагов, то мы обойдем экватор 26 раз. Это рост не на 30%, а в 30 раз.

Из каких же 6D-элементов состоит эта экспоненциальная модель? Это шесть свойств, присущих новым технологиям на разных стадиях развития. На английском языке все они начинаются на букву D:

  1. Digitized — оцифрованные;
  2. Deceptive — обманчивые;
  3. Disruptive — прорывные;
  4. Dematerialized — дематериализованные;
  5. Demonetized — удешевленные;
  6. Democratized — демократичные.

Рассмотрим каждое свойство и каждую стадию подробнее.

1. Оцифрованность

На нулевой стадии накапливается достаточно данных о какой-либо области человеческой жизни, чтобы ее можно было анализировать с помощью искусственного интеллекта. В рекрутинге мы видим, например, как поиск талантов становится автоматизированным. Мы видим, как специальные программы самостоятельно занимаются подбором, а на следующем этапе умные чат-боты ведут нас по этой дороге дальше.

2. Обманчивость

Первая фаза экспоненциального роста — самая незаметная. Технологии развиваются, но используются пока очень ограниченно. Возникает разочарование, появляются люди, которые говорят, что всё это хайп на пустом месте. Наша сфера как раз находится в самом начале экспоненциального роста. Все говорят про искусственный интеллект, но на деле нам пока доступны лишь самые базовые функции, которые не отнимут от нас работы, не заменят нашей способности суждения, не превзойдут нашей креативности. Поэтому хайп, который чувствуют одни и осуждают другие, — лишь одна из остановок на длинном маршруте.

3. Прорыв

Достигнув критической точки развития, технология начинает менять мир вокруг, превосходя предыдущую стадию развития и в качестве, и в цене.

4. Дематериализация

Крупные объекты физического мира, выполнявшие какую-то работу, превращаются в гаджеты в нашем кармане или в файлы в облаке. В нашей сфере дематериализация будет выглядеть как превращение рекрутинговых агентств, хедхантеров, HR-офисов и так далее в автоматические процессы, которыми займутся приложения в смартфоне. Заметим в скобках, что параллельно наблюдается тренд оставить всё исключительно в руках людей и не использовать автоматику. Скорее всего, он останется, хотя бы чтобы удовлетворять потребности людей в равновесии — таков закон природы.

5. Дешевизна

Производство программного обеспечения становится дешевле, чем использование физического труда для выполнения одних и тех же задач. Экономия на физических эквивалентах приводит к повсеместной доступности ПО.

6. Демократизация

Продукты, услуги и информация, которые поначалу используют только развитые страны, лаборатории и транснациональные корпорации, становятся доступными по цене всё большей части земного шара. Мне кажется, на этой стадии возникнут платформы, которые будут удовлетворять сразу всем потребностям HR одновременно, так что найти сотрудника станет так же просто, как загуглить погоду на завтра. Кому тогда потребуются рекрутеры?

В целом, размышляя о будущем развивающихся технологий, надо привыкать к экспоненциальному мышлению, а не линейному. На сегодняшний день линейное мышление лишь ухудшает наше понимание происходящего и будущего нашей индустрии.

Подводя итог: то, что кажется дешевым хайпом, на деле — лишь ранняя стадия смены парадигмы. Осуждать ее — все равно что осуждать ребенка за то, что он еще не взрослый.

Подробнее о трендах и будущем рекрутмента Карен Азулай расскажет 30 сентября — 1 октября в Москве на саммите HR Digital 2019.